Контактная информация

Задать вопросы и получить на них ответы, записаться на консультацию или обучение Вы можете любым удобным для Вас способом:

  • по телефону: +7 988 5814100
  • по Skype: sin-ta77
  • по электронной почте: stat@best-stat.ru

 Время работы - с понедельника по пятницу, с 10.00 до 18.00

Очные консультации и занятия проходят в городе Ростове-на-Дону.

 

Идентификация и оценка рисков. 3. Метод "мозгового штурма"

Метод «мозгового штурма» (brainstorming) – это метод коллективной генерации идей, применяемый при решении ряда задач, требующих нетривиальных подходов. Относится к методам экспертных оценок, так как предполагает участие группы лиц, являющихся специалистами в определенной области. Применительно к управлению рисками предоставляет спектр возможностей по идентификации рисков.

Понятие «мозгового штурма» и применение к управлению рисками

Метод был предложен в 1941 году Алексом Осборном. Цель метода – в ходе свободной дискуссии выразить как можно больше идей. При этом на начальном этапе запрещены обсуждение и критика идей, чтобы поощрить генерацию неординарных мыслей и вариантов решения, которые люди могут не хотеть высказывать из-за боязни осуждения. Предполагается, что из большой массы высказанных идей, даже на первый взгляд абсурдных и нереальных, в результате можно получить качественные варианты креативного решения проблемы.

«Мозговой штурм» в риск-менеджменте предполагает стимулирование свободной генерации идей группой компетентных лиц, нацеленной на идентификацию возможных сбоев и связанных с ними опасностей и рисков, критериев принятия решений и вариантов управления. Поощрение свободного потока мысли дает возможность идентифицировать большое количество рисков, особенно редких или ранее не встречавшихся, о которых можно не вспомнить или не подумать при использовании других методов.

Метод «мозгового штурма» основан на использовании воображения, креативного мышления. Это особенно важно для идентификации рисков, связанных с новыми технологиями, при отсутствии данных или при необходимости задействования новаторских подходов к решению проблемы рисков.

Как правило, участниками «мозговых штурмов», проводимых для целей управления рисками, выступают представители топ-менеджмента, хотя возможно привлечение экспертов, особенно при идентификации и оценке специфических рисков (например, производственных). Рекомендуемое количество участников – 8-10 человек. Малое число участников может привести к вялости дискуссии и низкой эффективности процесса, большое – к сложностям регулирования дискуссии и фиксации идей.

«Мозговой штурм» может быть использован в сочетании с другими методами оценки рисков, или самостоятельно как метод стимулирования креативного мышления на любом этапе процесса риск-менеджмента и на любой стадии жизненного цикла системы.

Необходимо отметить, что термин «мозговой штурм» часто некорректно применяется для обозначения любой групповой дискуссии. Однако настоящий «мозговой штурм» предполагает использование определенных техник, правил, позволяющих максимально стимулировать воображение участников посредством взаимодействия внутри группы.

Важной особенностью данного метода является необходимость эффективного руководства процессом, включающее постоянное стимулирование дискуссии, переключение обсуждения на смежные области, когда поток идей иссякает, и фиксацию всех идей, возникающих в процессе дискуссии (которая обычно бывает очень «живой»).

«Входы» процесса «мозгового штурма»

В качестве «входов» выступает команда людей, обладающих знаниями об оцениваемой организации, системе или процессе.

Процесс «мозгового штурма»

Процесс «мозгового штурма» может быть формальным или неформальным. Формальный «мозговой штурм» более структурирован и требует предварительной подготовки участников. Каждый «штурм» имеет определенную цель и результат, а также средства оценки выдвинутых идей.

В формальном процессе, в отличие от неформального:

  • ведущий до начала «штурма» готовит соответствующие контексту запросы (подсказки) и инициирующие импульсы для мыслительного процесса;
  • цели «штурма» определены и правила разъяснены;
  • ведущий начинает и направляет процесс движения мысли. Каждый участник объясняет свои идеи, стараясь выдвинуть как можно больше. На данном этапе отсутствует дискуссия по поводу того, стоит или нет вносить идею в список, или что означает конкретное утверждение, поскольку это препятствует свободному потоку мыслей. Все идеи принимаются и не критикуются, процесс происходит быстро. Идеи могут «уходить в сторону» от начального предмета обсуждения.
  • ведущий может перенаправлять дискуссию в другое русло, если ее направление исчерпано или дискуссия слишком отклонилась от основной темы. Смысл заключается в том, чтобы собрать как можно больше различных идей для дальнейшего анализа.

Неформальный процесс, как правило, не дает такого результата, как формальный, поскольку без руководства ведущего и необходимых ограничений может перерастать в непродуктивное обсуждение. 

Этапы «мозгового штурма»

  1. Определение цели «мозгового штурма» в контексте управления рисками. Цель должна быть конкретной и понятной всем участникам; сложные цели необходимо разделять на несколько простых, каждая из которых становится предметом отдельного обсуждения. Ведущий должен быть готов к уточнению целей в процессе дискуссии. Например, если основная цель «штурма» – идентификация рисков конкретного проекта, то отсутствие дальнейшей детализации способно привести к тому, что будет выявлена только часть рисков (скорее всего, тех, речь о которых зайдет в начале дискуссии), а ряд аспектов останется вне рассмотрения. Поэтому по ходу обсуждения ведущему важно стимулировать расширение или изменение направления дискуссии.
  2. Формирование группы участников. Для стимулирования свободного обсуждения рекомендуется, чтобы все участники имели примерно одинаковый статус. Однако на практике для целей риск-менеджмента добиться этого может быть сложно. Важно, чтобы присутствовали люди, имеющие разный взгляд на ситуацию или проект, риски которого подлежат оценке (например, руководители разных подразделений). Если невозможно избежать присутствия руководителей высшего уровня, особенно авторитетных и/или авторитарных, то ведущему необходимо создать обстановку, когда такое присутствие не будет сдерживать поток творческих идей подчиненных. Также важно по возможности учитывать личностные характеристики членов группы, например, темперамент и уровень эмоциональности. Необходимо обеспечить запись всех возникающих идей, что может быть поручено отдельным участникам.
  3. Собственно «мозговой штурм»:
    1. Вступление (не более 15 минут), в ходе которого ведущий объясняет правила, регламент, цель «штурма» и подлежащие решению задачи.
    2. Генерация идей – поощрение свободной дискуссии, фиксация абсолютно всех возникающих идей, при полном отсутствии их обсуждения и критики. При этом высказывающий идею участник может кратко ее пояснять (это стимулирует мысль других участников), но не должен настаивать и/или углубляться. Желательно, чтобы генерация идей проходила в как можно более быстром темпе, чтобы не было времени на обдумывание – это способствует возникновению большего количества мыслей. Процесс постоянно направляется ведущим.
    3. Оценка, группировка и обсуждение идей. Сгенерированные идеи требуют обработки и анализа, выявления наиболее перспективных и важных. Идентифицированные риски необходимо сгруппировать, удалить повторяющиеся по сути, укрупнить в случае необходимости. На этом этапе возможна и даже необходима конструктивная критика.

«Выходы» процесса «мозгового штурма» 

«Выходы» процесса «мозгового штурма» зависят от стадии процесса риск-менеджмента, на которой он применяется. Так, на стадии идентификации рисков выходом может являться список рисков и текущих управлений ими.

Достоинства и ограничения метода

Достоинства «мозгового штурма» включают:

  • поощрение использования воображения, позволяющее идентифицировать новые риски и ранее неизвестные ситуации;
  • повышение качества коммуникации в процессе риск-менеджмента посредством вовлечения основных заинтересованных лиц;
  • относительная скорость и простота проведения.

Ограничения метода:

  • участникам может недоставать знаний и навыков для эффективной работы;
  • относительная неструктурированность приводит к сложности обеспечения всеобъемлющего охвата процесса, другими словами – не все потенциальные риски могут быть идентифицированы;
  • даже при качественной организации процесса может возникнуть ситуация, когда некоторые участники группы не станут высказывать собственные ценные идеи, а другие будут доминировать в дискуссии. Этот недостаток может устраняться использованием «мозгового штурма» с использованием компьютеров (в т.ч. чатов, форумов) или метода номинальных групп. Компьютерный «мозговой штурм» может быть организован анонимно, что исключит влияние личностных или политических предпочтений, которые могут препятствовать свободному выражению идей. При использовании метода номинальных групп идеи анонимно представляются ведущему и затем свободно обсуждаются в группе.

 

Библиография

  1. Международный стандарт IEC/ISO 31010 Риск-менеджмент – Методы оценки риска» (Risk management – Risk assessment techniques)

Дата публикации: 30.10.2014