Контактная информация

Задать вопросы и получить на них ответы, записаться на консультацию или обучение Вы можете любым удобным для Вас способом:

  • по телефону: +7 988 5814100
  • по Skype: sin-ta77
  • по электронной почте: stat@best-stat.ru

 Время работы - с понедельника по пятницу, с 10.00 до 18.00

Очные консультации и занятия проходят в городе Ростове-на-Дону.

 

Методика написания научных работ. Составление плана работы

Студентам и аспирантам экономического направления. Методика написания научных работ: как организовать работу и получить результат с минимальными затратами труда и времени

(Начало в статье "Методика написания научных работ. Выбор темы исследования")

2. Составление плана работы

Когда тема исследования выбрана, необходимо составить план работы. Вернее, Вам потребуется два плана: план того, что Вам предстоит написать, и календарный план Ваших действий по написанию. План научной работы, скорее всего, составит для Вас (или вместе с Вами) научный руководитель. Однако может случиться так, что Вам придется составлять его самостоятельно. И хотя конкретный вид плана в существенной степени зависит от вида и темы работы, специальности и других параметров, можно сформулировать несколько общих советов, облегчающих структурирование мыслей.

  1. Составлять план нужно после того, как Вы познакомитесь с некоторым количеством материалов по теме работы (статей, монографий, учебников, обзоров, инструктивных материалов, законодательных актов и т.п.). На вопрос о том, сколько нужно изучить перед тем, как приступить к составлению плана, можно ответить так:
    - до возникновения ощущения, что у Вас уже сложилось представление о теме и информация начала повторяться;
    - пока, по ощущениям, "мозг не начнет переполняться", что говорит об исчерпании возможностей по переработке новой информации.
    При изучении материалов сортируйте их, отмечая наиболее информативные и интересные, отличающиеся от других. Оставляйте для себя краткие пометки, о чем говорится в той или иной статье, или для чего, по-Вашему, может пригодиться материал.
  2. Закончив работу с материалами по теме, разберите отобранные Вами как "наилучшие". Выпишите на отдельный лист краткие пометки: о чем говорится в статье или работе другого типа. Другими словами, систематизируйте свои заметки, которые Вы сделали на предыдущем этапе работы. Старайтесь писать очень кратко, не вдаваясь в детали, иначе перечень станет громоздим и непонятным, работать с ним будет неудобно и неэффективно.
  3. Перечитайте и проанализируйте записанное. Уберите повторяющиеся или перекликающиеся пункты. Определите, какие пункты могут быть объединены под единым названием, или один включается по смыслу в другой и т.п.
  4. Запишите на отдельном листе тему работы. Постарайтесь, чтобы после выполнения предыдущих пунктов прошло некоторое время и у Вас была возможность отвлечься от исследования. Подумайте о логике рассмотрения темы. Запишите последовательность ее изучения, можно по смыслу, а не "красиво и научно". Например, "сначала написать о том, затем об этом..." Закончив, критически перечитайте полученное. При необходимости исправьте логику, расширьте или сократите перечень пунктов. Старайтесь написать так, чтобы у Вас не осталось больше мыслей, которые можно было бы раскрыть по данной теме. Если они будут появляться - обязательно добавляйте.
  5. Сравните два перечня, полученных на предыдущих этапах. Обращайте внимание на смысл, а не формулировки. Составьте новый план, объединяющий два ранее полученных, выбирая те формулировки, который Вам больше нравятся. Следите за логикой выстраивания пунктов друг за другом. Они должны последовательно раскрывать разные аспекты выбранной Вами темы. Избегайте дублирования. Совет: если два названия кажутся Вам очень похожими, сформулируйте для себя, о чем они, желательно не прибегая к специальным терминам. Это позволит Вам определить, похожи они или нет, можно ли объединить пункты или оставить только один и т.п.
  6. Отложите план на время. Дайте изученному "уложиться" в голове, и тогда пересмотрите его снова. Не откладывайте очень надолго, иначе Вы забудете то, о чем хотели написать. Отнеситесь к плану критически, но конструктивно. Помните, что Ваша цель - раскрыть тему, а не написать побольше.
  7. Вполне может оказаться, что не все сделанные Вами формулировки звучат "научно", ведь Вы писали для себя, чтобы понимать, о чем будет тот или иной параграф. Если Вы чувствуете, что у Вас получится, смените формулировки на более наукообразные. Если же нет - не расстраивайтесь, с этим Вам поможет руководитель. Вы можете показать ему план сразу, или можете сначала написать текст так, как Вы его представляете, а затем отдать на проверку. Руководитель обладает опытом, навыком и знаниями, чтобы Вам помочь. Конечно, лучше обращаться к нему сразу, всякий раз, когда Вы сделали часть работы, которую можно оценить (а план к ней, несомненно, относится), или когда у Вас возникли вопросы и затруднения. Это облегчит Вашу работу и ускорит ее, избавит от лишних затрат времени на переделки.

Когда план работы готов и утвержден у руководителя, можно приступать к работе. Обратите внимание, что не всегда нужно и целесообразно начинать "сначала", то есть с первого параграфа. В некоторых случаях лучше, например, сначала проделать расчеты и сделать выводы, а уже потом описывать теорию. Посоветуйтесь с руководителем или с более опытным исследователем.

(Продолжение следует)

Дата публикации: 05.02.2014