Управление рисками, осуществляемое на постоянной основе, требует формализации в виде обязательного к исполнению документа. Одним из основных документов компании, определяющим подходы и методы риск-менеджмента, является регламент управления рисками.
Регламент управления рисками – это документ, содержащий основные принципы и подходы к управлению рисками компании.
Цель регламента – формализация выработки стратегии и тактики управления рисками компании, интеграция управления рисками в общую систему управления, обеспечение единства понимания процессов идентификации, оценки, мониторинга и контроля рисков на всех уровнях и стадиях управления.
Регламент содержит описание организационной структуры управления рисками, зон возникновения и контроля рисков, ответственности и полномочий по управлению рисками. Разработка регламента проводится в соответствии с предпочтениями руководства и владельцев компании по отношению к рискам, Стратегическое управление рисками, документированное в регламенте, в долгосрочной перспективе повышает доходность компании, ее конкурентоспособность и привлекательность для инвесторов.
Регламент разрабатывается с учетом следующих принципов:
- системность и комплексность - управление рисками осуществляется на всех уровнях управления, базируется на единых принципах и распространяется на все риски компании;
- непрерывность - управление рисками производится постоянно и непрерывно, вне зависимости от реализации рисков и состояния компании.
Регламент управления рисками, как правило, включает следующие основные разделы:
- термины и определения;
- общие положения (область применения и назначение, участники процесса, нормативно-методические документы и прочее),
- цели, задачи и принципы управления рисками;
- классификацию рисков;
- методы управления рисками;
- контроль и реагирование на риски;
- методические указания по оценке рисков.
Часть разделов может отсутствовать, а структура – варьировать, так как единой общепринятой структуры не существует. Регламенты управления рисками могут носить как общий характер, относясь к системе управления рисками в целом, так и частный, регламентируя, например, управление проектными рисками, рисками ликвидности и т.д. От назначения регламента зависит его структура и наполнение.