Контактная информация

Задать вопросы и получить на них ответы, записаться на консультацию или обучение Вы можете любым удобным для Вас способом:

  • по телефону: +7 988 5814100
  • по Skype: sin-ta77
  • по электронной почте: stat@best-stat.ru

 Время работы - с понедельника по пятницу, с 10.00 до 18.00

Очные консультации и занятия проходят в городе Ростове-на-Дону.

 

Риск - это возможность. Две стороны риска

Все, что связано с управлением рисками, пользуется в последнее время заслуженным интересом. Практикой (правда, в основном пока зарубежной) доказано, что систематическое управление рисками приводит в долгосрочной перспективе к росту нормы прибыли. Поэтому явление, когда бизнесмены и руководители разных уровней начинают не только интересоваться тематикой рисков, но внедрять элементы управления ими на систематической основе в работу своего бизнеса, исключительно позитивно. Однако основное (хотя и не очевидное) препятствие для этого составляют ошибки и искажения понимания сущности риска в экономической деятельности.

Это связано с особенностями восприятия самого слова «риск», которое одновременно и термин, и слово естественного языка, на котором мы говорим в повседневной жизни. Такая участь неизбежно постигает все термины, имеющие «естественные» аналоги. Например, «цена» – это и «денежное выражение стоимости товара», и «циферки на ценнике в магазине». В привычном, бытовом значении слово «риск» ассоциируется с угрозой, опасностью. Это то, чего хочется избежать. Неслучайно мы часто произносим фразы типа «это рискованно, не стоит этого делать», «не будем рисковать» и аналогичные. А «ладно, рискнем!», как правило, употребляется чуть ли не с оттенком «обреченности», бесшабашности, и ассоциативно близко к выражению «в омут с головой». Все это отражает опасливое отношение к риску, создает бытующее в обществе мнение, что здравомыслящий человек рисковать не станет, риск – удел «сорвиголов» и авантюристов. И это мнение действительно верно в отношении тех рисков, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни и в личных финансах. Большинство бытовых рисков связаны с угрозами жизни и здоровью, а потери заработанных денег или сбережений могут привести к серьезным, если не катастрофическим, последствиям для семьи. Поэтому осторожность, избегание рисков в повседневной жизни – это абсолютно нормальное поведение, диктуемое инстинктом самосохранения.

Однако в отношении экономических, бизнес-рисков складывается совсем иная ситуация. Риск здесь – это один из синонимов возможности. Никакая прибыль не возможна без риска, и популярная фраза «кто не рискует, тот не пьет шампанского» относится именно к рискам в бизнесе, а не в быту. Поэтому перенос обыденного понимания риска на деловые ситуации не только ошибочен, но часто и пагубен. Ведь риски – не экстремальное и экзотическое явление, а нормальное и повседневное, сопровождающее практически каждую бизнес-операцию. Даже более того: сложно придумать такое, даже незначительное, действие в отношении бизнеса, которое не было бы сопряжено с риском. При заказе сырья для производства могут быть допущены ошибки. Материалы могут прийти с браком. С нами могут не вовремя расплатиться за оказанные услуги, из-за чего у нас не хватит средств на счету для внесения очередного платежа по кредиту или оплаты аренды помещений. Бухгалтер ошибется при проведении платежа, руководитель проекта попадет в больницу перед презентацией коммерческого предложения потенциальным партнерам с крупным заказом, уборщица случайно выдернет шнур питания сервера... Список можно продолжать бесконечно. Конечно, нельзя сравнить последствия пролитого секретарем на важный контракт кофе с сорванными по причине опоздания переговорами, когда заказ уже ушел конкурентам. Тем не менее, необходимо понимать, что риски в бизнесе – это неизбежность, причем несущая не только и не столько негатив. Да, мы рискуем опоздать на встречу и не заключить выгодную сделку. Но если мы не пойдем на этот риск, не примем его, то о заключении сделки мы не можем и мечтать. Как в вузе, студент, придя на экзамен, конечно, рискует его «завалить», но если он не явится, то возможность сдать экзамен у него в принципе не возникнет. Это справедливо в отношении любого риска: тот, кто отказывается от участия в связанной с риском ситуации, сам себя лишает возможности получения выгод, которые возможны, если риск не реализуется.

Все это связано с тем, что у связанной с риском ситуации есть важные характеристики. Первая заключается в том, что хотя исход ситуации и не определен (что и делает ее рисковой), существует такой вариант, который нам хотелось бы получить. Это подписание контракта, получение прибыли, расширение бизнеса, погашение кредита и так далее. Собственно, это именно то, что мотивирует нас участвовать в этой ситуации, то есть принять риск. Также существует и негативный для нас вариант исхода, который нам получить не хотелось бы. Это срыв подписания контракта, убытки, штрафы, пени, потери... Это тот исход, наступление которого означает для нас реализацию риска. И это именно то, что мы, как правило, и называем риском как таковым – возможность получения нежелательных последствий.

Тем не менее, очевидно, что ни один человек никогда не будет по доброй воле участвовать в ситуации, где возможны только негативные для него исходы. А если по какой-то причине он все же попадет в такую ситуацию, то риска в ней для него не будет, поскольку неблагоприятный исход для него определен, гарантирован. Риск же всегда предполагает наличие привлекательной стороны – благоприятного, желательного исхода. В этом и состоит двойственность природы риска, и ошибочно воспринимать его только как синоним угроз и опасностей. Риск в бизнесе существует тогда, когда есть неопределенность относительно исхода, и в этой неопределенности таится надежда на «победу», но прячется и страх «поражения». Грамотный бизнесмен старается сопоставить их вероятности, и использовать рисковую ситуацию в свою пользу, если имеется больше шансов на «победу», и разумно отказаться от участия в ситуации, где велики шансы на «поражение».

Тем самым, важно понимать, что риск – это естественный компонент каждой экономической ситуации, наш неизбежный спутник в мире бизнеса. И как спутника, его необходимо не бояться, а «знать в лицо», уметь с ним взаимодействовать. А для этого нужно вырабатывать правильное восприятие риска, с учетом субъективного к нему отношения.

Для формирования конструктивного восприятия рисков, навыков их выявления и анализа может потребоваться профессиональная помощь, поскольку менять привычные стереотипы восприятия не всегда просто. Но все возможно желающему прогресса и процветания своему бизнесу, где риски – это не негатив, от которого нужно избавиться любой ценой, а управляемое условие достижения успеха.

Дата публикации: 05.02.2014